Летние каникулы для школьников – совершенно особое время. Они не похожи ни на одни другие каникулы и частенько становятся предметом тревог для родителей учеников как самого младшего школьного возраста, так и наиболее старшего.
Конечно, проблема организации проведения летних каникул с пользой и для ума, и для здоровья – решаема. Главное, позаботится обо всем заранее, вовремя. И подойти к решению этой задачи творчески и с учетом возраста и склонностей ребенка, не забывая о том, что никогда период отдыха от посещения школы не должен превращаться в период лени и абсолютной беззаботности.
Ученик младшей школы более всех других нуждается, прежде всего, в полноценном отдыхе в летнюю пору, укреплении здоровья. Но не менее обязательной для этого периода именно для младшего школьника является возможность совместить досуг ребенка с выполнением небольшого объема школьных заданий. Их должно быть немного. Достаточно раз в неделю вспомнить сложение и вычитание, раз в неделю посвятить полчаса каллиграфии. Что касается чтения – то тут уже многое зависит от любви маленького школьника к этому занятию. А уже сама любовь зависит в некоторой степени от деликатности и усилий родителей, направленных на то, чтобы ребенок подружился с книжкой и стал воспринимать ее как отличный досуг.
Реализовать возможность периодических занятий малыша на летних каникулах можно, например, на любом совместном отдыхе ребенка со взрослыми. Причем это могут быть и родители, выбравшие базы отдыха, пансионаты или санатории во время собственного отпуска; и бабушки-дедушки, к которым ребенок поедет отдыхать сам – к ним на дачу или в деревню, где они живут постоянно.
Отправлять ученика 1-2 класса в детский лагерь – вряд ли целесообразно. Постарше – уже можно. Но понятно, что тут нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. Для детей среднего и старшего школьного возраста поездка в лагерь, где они смогут общаться со сверстниками, будет только на пользу. К тому же сейчас существует множество образовательных лагерей или со спортивным уклоном, где дети будут не только развлекаться, но и получать те или иные полезные навыки.
Если школьнику любого возраста приходится часть летних каникул проводить в городе, то родители обязательно должны позаботиться о том, чтобы во время их отсутствия он не проводил все время у компьютера или телевизора. Отличным вариантом решения такой задачи являются школьные лагеря, пребывание в которых будет по карману любой семье. Здесь у детей будет и режим, и культурный отдых, и общение, и обязательное пребывание на свежем воздухе. Еще один полезного городского времяпровождения летом – кружки и секции, специальные летние программы для школьников, которые сегодня востребованы родителями, поэтому найти их можно почти в любом городе.
Помимо полезных для здоровья и ума занятий школьник любого возраста не должен уходить в отпуск летом по отношению к домашним обязанностям. Найти посильные бытовые задания можно для учеников как шести, так и 18 лет.
А родители должны взять на себя обязательство – хотя бы несколько раз за лето оторвать себя от собственных важных дел и провести несколько дней или вечеров со своим ребенком, но так, чтоб они были чем-то необычным для семьи и интересным для всех. Например, пойти с ним в поход, на пикник, в парк развлечений, на спортивную площадку или пусть даже на пляж.
И если родители учтут то, что ребенок всегда должен иметь не только пищу для желудка, но и для ума, и для тела, если родители не забудут при этом о предпочтениях и обязательствах своего чада, если лето они продумают заранее, полностью и лучше вместе со своим школьником, то в результате к осени они увидят у себя дома перед началом учебного года здорового, повзрослевшего и более умелого и ответственного сына или дочь, который заботится не только о себе и умеет ценить время.