В 7 классе МБОУ «Байдеряковская ООШ» Никифорова Т.В. провела классный час-дискуссию на тему «Как сохранить работоспособность». Она дала понятие о необходимости соблюдения режима дня. По таблице показала кривую суточной возбудимости коры и биоритмов. Обратила внимание на то, что работоспособность выше в утренние и дневные часы, падает в середине дня, между 12 и 16 часами, и вновь поднимается между16 и18 часами. Это серьезное основание для того, чтобы после возвращения из школы не учить уроки, а обедать и активно отдыхать, стараясь быть во время отдыха больше на воздухе. Поскольку после обеда в организме идут активные пищеварительные процессы, поэтому не желательно сразу приступать к приготовлению уроков. Лучше это время употребить на работу по дому или отдых с движениями. Начинать готовить домашние учебные задания надо в 16-17 часов, а после спокойно отдыхать по своему усмотрению, не увлекаясь ежедневным длительным просмотром телепередач, и ложиться спать не позднее 23 часов.. частое и длительное просиживание у телевизора крайне вредно для молодежи, так как вызывает переутомление нервной системы и зрения. Гигиенисты и врачи всего мира озабочены тем вредом, который наносит здоровью чрезмерное увлечение телепередачами.
Работоспособность – важное качество человека. Поэтому классный руководитель дала ученикам памятки, где указано, что от уровня работоспособности зависит, сколько времени учащийся затрачивает на приготовление уроков, каков результат его труда. При низкой работоспособности школьник проводит больше времени за уроками, меньше гуляет, меньше двигается, что в свою очередь снижается работоспособность. Учащемуся кажется, что он отдает все силы учению, сидит за столом, не отрываясь от книг и тетрадей, а результаты не утешительны. Такой ученик не знает или не выполняет требований гигиены обучения.
Гигиенисты установили значительные изменения работоспособности школьника в течение недели. В понедельник она не очень высока: после выходного дня происходит врабатывание, возвращение к прежнему режиму, так как режим воскресенья отличается от режима учебных дней. Лучше всего работается во вторник и среду, когда после отдыха сил ещё много и ученик вошел в учебный режим. В четверг появляются признаки утомления, которые усиливаются в пятницу и в субботу. И так в течение всего учебного года.
От четверти к четверти работоспособность также меняется. В первой половине сентября она невелика. В это время организм приспосабливается к требованиям учебного труда в следующем месяце работоспособность хорошая, но к концу четверти ученики устают. Именно поэтому гигиенисты рекомендовали каникулы в конце первой четверти. В целом работоспособность к концу учебного года постепенно снижается.