Зачем воспитывать у детей интерес к рисованию?

    

Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит! Рисование - это не баловство, как полагают некоторые родители, а деятельность, необходимая для развития полноценной личности.

Почему же полезно рисовать? В школах Древнего Египта рисование считалось необходимым предметом. Это был путь овладения грамотой, ведь сам характер письма требовал умения изображать людей и предметы. Казалось бы, современная письменность не связана с художественными навыками, но замечено: дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку.

В Древней Греции тоже чтили рисование и обучали ему детей раньше, чем всем другим навыкам. С точки зрения греческих философов, мир гармоничен и упорядочен, его закономерности можно выразить в строгих линиях и в математических формулах. Считалось, что, рисуя, дети постигают и красоту мира, и его законы, проходят азы геометрии и развивают пространственное мышление.

Художники эпохи Возрождения связывали рисование с умственной деятельностью. Микеланджело говорил: «Рисуют головой, а не руками». Великий итальянец подчёркивал, как важно для художника обладать развитым воображением, точной наблюдательностью, хорошей памятью. Но, оказывается, существует и обратная связь. Современные психологи утверждают, что выполняя тонкую работу, можно развивать мозг. К тому же у ребёнка, который много рисует, совершенствуются образное мышление и память, воспитывается вкус.

Прав был Дидро, который писал: « Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах. У историков есть такое наблюдение: расцвет науки и искусства в разных странах часто совпадал с периодами, когда рисование занимало одно из ведущих мест в образовании и воспитании. И это можно объяснить: рисуя, ребёнок раскрепощается, выражает то, что присуще только ему, то есть развивает свою индивидуальность, становится творческой личностью. Интерес к рисованию у детей появляется рано. Видя, как дома родители, старшие дети действуют ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге. У разных детей потребность взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время — от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых, но если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость.

Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это не вызывает чрезмерного напряжения руки, как при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, для развития моторику нужно   использовать и карандаши.

 

 

Естественно, вначале у ребенка ничего не получается: рука его не слушается, карандаш часто выпадает из руки. И здесь на помощь должны прийти взрослые.

Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно-насмешливо: «Что это ты нарисовал, каляку-маляку?» Ребенок начинает понимать и насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата: «нарисовать каляку-м ал яку», значит, ничего хорошего не нарисовать. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии..Не стоит этого делать. Наоборот, как можно чаще следует хвалить ребёнка, поощрять его труды, его целеустремлённость и усердие. Ведь как бы Ваш малыш не нарисовал рисунок - прежде всего это его творение, его восприятие мира. После одобрения самых близких и любимых людей ребёнок захочет рисовать еще и еще, потому как он будет знать, что его творчество достойно оценят. Не талантливых детей не бывает!

Успехов Вам и вашим маленьким художникам!